Связь курса валют с ценами на жилье
В связи с последними тенденциями по нестабильности российского рубля, возникает вопрос – как это может отразиться на рынке недвижимости. Аналитики не берутся делать прогнозы относительно конкретных показателей курса валют, ведь мировая и экономическая ситуации находятся в постоянном движении.
Так, финансовый директор Сбербанка Александр Морозов заявил, что радикальное изменение курса, к примеру, 100 рублей за доллар, практически невозможно. Тем не менее, по словам финансиста, банк создает дополнительные резервы на случай девальвации рубля: «По нашим российским стандартам, Сбербанк будет создавать дополнительные резервы, чтобы подстроиться под ситуацию, когда курс достигнет 70 рублей за доллар».
Между тем рынок недвижимости большинства российских городов не имеет прямой привязки к курсу валют. Ослабление рубля в определенной мере повлияло лишь на стоимость первичного жилья осенью и зимой прошлого года, когда ряд застройщиков были вынуждены увеличить расходы на импортные стройматериалы и, соответственно, повысить цены на свои объекты. В свою очередь, стоимость «вторички» основывается исключительно на среднерыночных тенденциях и политике продавцов.
В остальном же влияние «валютных качелей» на рынок недвижимости имеет скорее психологический характер, когда люди, деморализованные ослаблением нацвалюты, зарождают ту или иную тенденцию на рынке недвижимости – либо к бешеному спросу, либо к полному отказу от покупок.
Так, директор ООО «Института оценки и управления» Кондюрин Н. комментирует эту ситуацию так, и с его словами действительно можно согласиться:
«Мы уже наблюдали подобные реакции потребителей: в конце 2014 года самарцы активно вкладывали деньги в недвижимость из опасений потерять сбережения, а после, в 2015 году, этот ажиотажный спрос привел к истощению покупательского ресурса и к снижению покупательской активности. Дальнейшие колебания курса валют уже практически не повлияют на рынок недвижимости, который продолжит регулироваться исключительно платежеспособностью субъектов, то есть фактором спроса».