443013, г. Самара, улица Пролетарская, дом 177 А
тел.: (846) 202-10-44, 202-10-33, 202-22-27

Самарское Обозрение - Растут до предела

Возможность расширить площади сейчас есть далеко не у всех торговых центров в Самаре. ТЦ и ТРЦ, способных расширить свои площади, в Самаре практически не осталось. Почти все известные торговые комплексы уже воспользовались этой возможностью. Основной фактор, мешающий расширению, - отсутствие свободных земельных участков рядом с объектами.

Расширение площади требует от владельцев коммерческих объектов четкого понимания конъюнктуры рынка. На этот шаг решаются только успешные торговые комплексы, которые могут рассчитывать на быструю окупаемость средств, затраченных на расширение. Привлечь внимание покупателей и арендаторов ростом своих торговых площадей уже смогли такие крупные торговые комплексы Самары, как ТЦ "Парк Хаус", ТК "Московский", ТЦ "Вавилон", ТЦ "Империя- Центр" и "Аврора". Руководитель группы РИК "Камертон" Ирина Семенюк отмечает, что расширение зоны ТК "Аврора", например, за счет введения в эксплуатацию второй очереди увеличило территорию этого объекта на треть, а ТЦ "Империя-Центр" расширился примерно на 40-50%.

Значительное увеличение площадей ТРК сопряжено с целым рядом проблем, среди которых главная - ограниченность свободной земли рядом с торговыми центрами. В связи с этим владельцы таких зданий ищут другие способы расширения. Как сообщил начальник отдела исследований рынка УК "Молл-менеджмент" Дмитрий Баранов, руководители ЦУМ "Самара", к примеру, смогли увеличить торговые площади, задействовав свои складские помещения. "Этот торговый центр может позволить себе расширение, так как его марку знают все, а близость железнодорожного вокзала увеличивает поток посетителей", - прокомментировал Дмитрий Баранов.

Другой фактор, влияющий на расширение площадей, - транспортная доступность и удобное расположение ТРК. По мнению директора ООО "Бюро оценки" Игоря Бурцева, размещение в удаленном от центра города районе очень заметно сказывается на потоке покупателей и количестве потенциальных арендаторов. Так, мебельный торговый центр "Победа", находящийся в "спальном" районе, частично не заполнен по причине удаленности транспортных путей. Другой объект, ТЦ "Юность" на ул. Ленинградской, расположен рядом с пешеходной зоной, которая, по мнению директора ООО "Бюро оценки", не только мешает расширению торговых площадей, но и затрудняет доставку товаров. По мнению директора ОАО "Информатика" Игоря Рязанова, расширение ТЦ "Аврора" потребовало от руководителей этого центра согласования с ТТУ, так как было изменено движение трамваев около него. "ТЦ "Аврора" расположен на очень оживленном перекрестке в географическом центра города. Основной поток посетителей - пешеходы, на это рассчитаны товары, представленные в торговом центре", - считает Игорь Рязанов.

Проблемой транспортной доступности не ограничиваются все трудности по расширению торговых центров. Сказывается также недостаток мощностей. Как отметил один из экспертов, особенно эта проблема характерна для старой части города. Как рассказал Игорь Рязанов, сегодня в городе имеются значительные технические проблемы, и главная из них - нехватка энергии. Провести дополнительные мощности на уже работающий объект сложно. В ближайшее время ожидается открытие новой подстанции в районе ул. Дыбенко и ул. Советской Армии. Это может повлиять на строительство в этом районе различных ТЦ и ТРК. Как считает Ирина Семенюк, установка дополнительной электроподстанции либо новой тепловой трубы - это огромные затраты, и стоимость такого решения резко снизит рентабельность расширения торгового центра, поэтому владельцы коммерческих объектов не могут себе этого позволить.

Не последнюю роль в расширении ТЦ или ТРЦ играет его имидж. Торговые центры уже давно перестали быть просто местом покупок, сегодня почти каждый из них стремится развиться до уровня мегакомплекса. По мнению Игоря Бурцева, люди приходят в торговые центры практически на целый день, поэтому они должны отвечать требованиям посетителей по уровню комфорта, оснащенности различными системами, уровню цен. "Развлекательные зоны в торговом центре работают по такому же принципу, что и якорные арендаторы, но основной причиной их размещения является стремление владельцев торговых центров удержать то, что уже наработано", - объяснил Игорь Рязанов. По словам Дмитрия Баранова, включение развлекательных зон в торговые центры увеличивает их посещаемость в среднем на треть, но нужно различать посетителей развлекательных зон и посетителей торговых отделов, так как число покупателей увеличивается в среднем только на 3%.

есть данные

$1200-1500 за 1 кв. м
составляет стоимость строительства ТЦ или ТРЦ

есть мнение

Игорь РЯЗАНОВ, директор ОАО "Информатика"
- Расширение ТРЦ может начаться, если центр оправдывает себя. Владельцы рассчитывают в такой ситуации на получение дополнительной прибыли от увеличения объемов предлагаемых товаров. Если поток посетителей, динамика спроса сильно колеблются, то владельцы крупных центров редко идут на увеличение площадей.

Дмитрий БАРАНОВ, начальник отдела исследований рынка УК "Молл - менеджмент"
- При расширении торгового центра могут возникнуть сложности с планировкой здания, в частности, с уровнями перехода, как это случилось в ТЦ "Аврора". С проблемой несовпадения уровней сталкивался также ТЦ "Вавилон", который вследствие освоения соседнего здания под свои торговые площади не смог решить этот вопрос. В ТРК "Парк Хаус" эта проблема решалась привлечением специалистов, которые четко выверяли уровни зданий, и только потом занимались наращиванием.

Ирина СЕМЕНЮК, руководитель РИК "Камертон"
- Известно, что малоформатные торговые центры сегодня теряют своих клиентов. Подобная ситуация наблюдается с ТЦ "Аквариум" и "Невский". В дальнейшем у них есть перспектива стать монобрендовыми, но сегодня арендаторы больше обращают внимание на крупные торговые объекты.